"Бахчисарайский фонтан", Мариинский театр (историческая сцена), 10.05.2021 Балет противопоставлений и совпадений... Странное было чувство сегодня - как будто я провалилась во время и сижу на премьере балета в 1934 году. Может быть, это от того, что он шел на исторической сцене, на которой мало что изменилось за прошедшие годы, или потому, что я сама не видела "Бахчисарайский фонтан" более 25 лет, или от того, что я сидела очень близко к сцене и отчетливо были заметна некоторая статичность декораций и костюмов, присущая довоенным спектаклям... Не знаю. В свое время, интересуясь творчеством Галины Сергеевны Улановой, я прочла довольно много книг, статей, заметок об этом спектакле. Хорошо помню, как кто-то из критиков с печальным удивлением замечал, что в середине 70-х годов "Бахчисарайский фонтан" стал обыденным спектаклем, который уже ничем не может поразить, восхитить, и который сопровождается легким шуршанием в зале - вежливым, но неизбежным. Зрителю скучно. А ведь первые годы, да и после войны спектакль шел с неизменными аншлагами, билеты было не достать, а во время действия забывали дышать. Просто тогда там партию Марии исполняла Уланова и это давало жизнь всему балету. Мне кажется, что драмбалет вообще сильно завязан на исполнителей. Причем техника там играет хоть и важную, но все же не превалирующую роль. Как я понимаю, ничего сверхсложного в партиях Марии, Вацлава и Заремы нет, особенно для современных танцовщиков. Но требуется драматический дар, чтобы возникало вот это самое противопоставление и совпадение, оно должно быть видно и осязаемо, иначе разваливается сам сюжет, распадаются внутренние связи. Музыка хороша, но Асафьев - не Чайковский и не Прокофьев, и здесь музыка дополняет действие, а не является основой (скорее всего, так и задумывалось). Кажется, в первый раз я расплакалась в конце первого действия, когда поняла, что этот красивый мир, в котором была счастлива Мария, сейчас будет сметен и растоптан. Точно так же, как тот довоенный мир, довоенный Ленинград, в котором танцевали премьеру - всего семь лет до войны, семь лет... Сколько осталось тех, кто смотрел тот спектакль, кто исполнял его? Сколько их добралось до конца войны? Вацлав и Мария бегут, спасаясь, на них нападает сначала один, потом другой, а потом выбегает целая группа татар во главе с Гиреем (противопоставление: тонкая фигура Вацлава и огромный, страшный Гирей), Вацлав видит их и отводит руки назад, защищая Марию... В этой позе всё - отчаяние, понимание безнадежности этой защиты и последняя решимость стоять до конца... Поразительный танцовщик Александр Сергеев. У него такой сумасшедшей выразительности руки и такая законченность каждой позы, каждого жеста, что они явнее и понятнее слов. При всём уважении к Кимину Киму и всём обожании Владимира Шклярова - но и у них так не выходит. Когда Гирей через пару секунд взмахнул саблей, я закрыла глаза - просто не могла смотреть, как убивают Вацлава. Очень нежный и гармоничный дуэт получился в этом балете у Новиковой и Сергеева. Люблю смотреть их вместе всегда, в любом спектакле, но здесь у них особенное совпадение - это подчеркивалось и цветом (светлый костюм Вацлава и белое платье Марии), и фактурой - оба тонкие, изящные, и сразу видно, что они пара. Что Вацлав - не просто там какой-то случайный пан, которого папа дочке подобрал, а друг, возможно - друг детства (сразу вспомнила Марфу и Ивана Лыкова из "Царской невесты"). И брак их - не политическое или имущественное мероприятие, а по любви - настоящей и счастливой. Олеся Новикова - балерина, каждый раз меня удивляющая. Есть чувство, что у нее внутри звучит какая-то ясная и чистая струна (может быть, скрипки), она слышна везде и одушевляет любую партию, даже такую манерную, как принцесса Аврора в "Спящей красавице". Ее Мария наивная, нежная, и добрая, и уже поэтому она была обречена. Тонкая фигура, летящие руки, вот-вот взлетит сама. И взлетает, наконец - кинжал Заремы упрощает ее переход из ненавистного чужого в светлый мир, где ее ждут отец и жених. Почему-то мне хочется верить в это. Не менее интересна и прекрасна в этом балете и Зарема - Екатерина Кондаурова. Её первый выход - это выход царицы :) Красавица, величественная, властная - она очень хороша, и понятно, почему именно её сделал Гирей любимой женой. Отвергнутая Гиреем, Зарема обмякает и превращается просто в красивую куклу. Кто она без его любви? А никто... Не знаю, любила ли эта Зарема Гирея. Мне показалось, что для нее его любовь - в первую очередь инструмент власти, путь к собственному возвышению, к которому она так привыкла. Ожидаемое мною противопоставление в третьем действии - хрупкая, светлая Мария Олеси Новиковой и яркая, смуглая, темпераментная Зарема Екатерины Кондауровой. Замечательно смотрелся их дуэт, было понятно, что это люди из разных миров, и им не суждено понять друг друга никогда, даже если бы они говорили на одном языке. Кто меня подрасстроил - это Гирей Александра Романчикова. Он вполне получился человеком у которого "сердце как комок овечьей шерсти", но страдания и метания вышли несколько искусственными (возможно, только на мой взгляд). В преображение Гирея я не поверила, но на финальной сцене (эпилог), когда у фонтана из воспоминаний Гирея возникает вечно ускользающий от него и уже отрешенный от всего земного дух Марии, а потом и Заремы, вновь готовой умереть от руки своего хана - заплакала еще раз. Стало жаль их всех, они все страдали, каждый по-своему... Мне сложно судить, насколько сегодняшний спектакль соответствовал начальной концепции. Но была трагедия (даже несколько трагедий), были слезы, было сопереживание. Для меня "Бахчисарайский фонтан" состоялся. Маэстро Карклину и оркестру как всегда - огромное спасибо! #МариинскийТеатр #БахчисарайскийФонтан #ОлесяНовикова #АлександрСергеев #ЕкатеринаКондаурова