"Орлеанская дева", Мариинский театр (Новая сцена), 28.05.2021 и 29.05.2021
Две долгожданных "Орлеанских девы" подряд, куча впечатлений, которые разлетаются, и столько же мыслей, которые никак не собрать :)) Однако попробую :)
Кратко:
1. Эта опера для меня стала продолжательницей традиций "Симона" - чем больше слушаешь, тем больше хочется :)) Прошло два спектакля, а я уже мысленно прикидываю возможности пойти 1.06 и 12.06 - не хватило, нужно еще! :)
2. Опера коллекционерско-гурманская. Гурманская - ибо очень много там всего вкусного для слушателя: какие хоры (!), сколько ярких партий - как первого, так и второго плана, какая чудесная музыка... А песня менестрелей? Коллекционерская - потому что изобилие персонажей дает возможность бесконечно тасовать их в разных составах, подбирая оптимальный для себя лично. Думаю, можно прослушать десяток "Дев" и все будут разные.
3. Мариинский театр любит ломать стереотипы :) Я-то искренне считала, что невозможно у нас подготовить классическую постановку да нашими же силами, приходится звать кого-то со стороны. Ан нет! Алексей Степанюк сделал подчеркнуто-историческую, даже готическую оперу, масштабностью и красотой отнюдь не уступающую "Симону". Приятный сюрприз! :)
Подробно:
"Гонка за Иоанной" получилась захватывающей ))) Мне интересно, сколько от тех, кто сегодня присуствовал в зале, был на вчерашней премьере? По ощущениям - минимум половина. Премьерный состав 28.05 весьма удивил и в плохую сторону. Получилась опера без титульной героини, что было более чем грустно - ни вокала, ни образа, увы и ах... Из солистов, пожалуй, обрадовали меня там только Евгений Никитин и Роман Бурденко - они безупречны. Очень хорошая Агнесса у Ирины Чуриловой. Но мало же этого :) Поэтому немедленно был куплен билет на следующий день - вероятно, многие как и я справедливо рассудили, что было бы неплохо все же услышать одну из заявленных меццо-сопрано.
И если на премьерном спектакле можно было оценить мощь музыки Чайковского (какая же красота! Какие ансамбли! А хоры в конце каждого действия!), мастерство оркестра и Маэстро, красоту и остроумие постановки (очень понравились колонны, которые поворачивались то готическими украшениями зала, то становились деревьями; трон, повисший в воздухе; проекции задника; тщательная продуманность массовых сцен), то на следующий день к ним добавилось и восхищение вокальной красотой партии главной героини. Огромное спасибо Екатерине Губановой - это было здорово!
Разумеется, роскошен был и бургундский рыцарь - Алексей Марков. Безупречное исполнение (красивейшие дуэты с Иоанной), элегантное благородство с головы до пят. Да, ради такого можно и позабыть о своей высокой миссии, слабо женское сердце:) И особая благодарность - за умение пользоваться холодным оружием)) Кто бы объяснил артистам Мариинского, что не надо держать меч или шпагу за лезвие сжатой пятерней - к клинку вообще нельзя было прикасаться обнаженным руками, как по причинам религиозным, так и по чисто практическим - можно же без пальцев остаться! Кажется, Алексей Анатольевич единственный, кто это понимает :)
Замечательный король Карл VII вышел у Сергея Скороходова :) Если у Александра Михайлова накануне Карл был слабой, надменной и довольно противной личностью, то Сергею Скороходову удалось сделать своего героя почти обаятельным - этаким избалованным ребенком, импульсивным, но чем-то симпатичным. Каюсь, пока шел балет (который мне показался довольно скучным), я почти не отводила глаз от короля - что только он не успел переделать за эти 10 минут :) Большое спасибо артисту за творческую и оригинальную подачу такого неприятного в целом персонажа.
Елену Стихину я могу слушать бесконечно - партия Агнессы Сорель невелика, но даже эти небольшие вокальные отрывки повергли меня в транс.
Еще отмечу Евгения Никитина - он пел оба дня Тибо д'Арка, отца Иоанны. Отличный образ, очень продуманный и яркий. И пусть его пастух-обличитель немножко отдает "Летучим Голландцем": походка, трубка, плащ с капюшоном - главное, что это вполне органично смотрится.
Хор был прекрасен абсолютно, оркестр - тоже! Брави!
Отдельное спасибо за подробные программки, которые стал делать театр - в данном случае даже с комментариями исторических событий (далеко не все помнят доскольнально историю Столетней войны, и без пояснений много можно просто не понять).
Поздравляю любимый театр с впечатляющей премьерой! "Орлеанскую деву" буду слушать еще много, очень, очень много :)) И заранее предвкушаю :)
#МариинскийТеатр #ОрлеанскаяДева #Чайковский #ЕкатеринаГубанова #АлексейМарков #СергейСкороходов #ЕленаСтихина