"Отелло", Мариинский театр (Новая сцена), 21.01.2022
А вы знаете, что Луна сегодня приблизилась к Земле на рекордное расстояние и так близко от нас она не была аж с 1030 года? :) Между тем небо над Петербургом оказалось безлунным, хотя энергетика притяжения и отторжения двух небесных тел определенно ощущалась - во всяком случае те, кому повезло слушать "Отелло" на Новой сцене, не могли не отметить потрясающих Отелло и Яго, которые и сделали этот спектакль незабываемым.
Не просто прекрасные певцы, которым, кажется ничего не стоит исполнять эти сложнейшие партии - великолепные артисты, которые смогли так сыграть, что зал потряхивало от внутреннего напряжения, которое выдавали дивный в своем обоснованном злодействе и подлости Яго - Владислав Сулимский и потрясающий в своем гневе, страдании и нежности Отелло - Нажмиддин Мавлянов.
За Отелло было больно. Яркий, харизматичный, прирожденный полководец и лидер (а иначе Венецианская республика ни за что не назначила бы его губернатором Кипра), он оказывается уязвим в одной-единственной точке - доведенной до абсолюта любви к обожествляемой им жене. Самый большой его страх, страх человека, который мало чего боялся - это потерять ее любовь. И достаточно было мелочи, камушка сомнения, заброшенным Яго, чтобы счастливая уверенность в собственной избранности превратилась в дикое отчаяние, а нежность - в безумие, от которого больше всего страдал он сам. Дездемона мучилась, глядя на любимого человека, но не понимала, что с ним происходит и масштаба происходящей трагедии оценить тоже не могла, а вот Отелло - он раздирал себя изнутри. Он вынес смертный приговор жене, но он вынес его и себе, еще до того, как узнал об обмане Яго - он принимает яд прежде чем убить Дездемону, потому что ему тоже без нее не жить. И закалывается в финале, ибо жизни ему больше не надо. Ни одной минуты.
Почему-то вспомнила сегодня цитату из одной давней книжки, где упоминалось, как Павел Луспекаев готовил роль "Отелло": "Ты знаешь, как я буду душить Дездемону? Я задушу ее в поцелуе. Главное в характере Отелло - нежность". Вот да.
Вокальное мастерство и потрясающе сыгранная, потрясающе прожитая партия. Даже я, при всем моем огромном интересе к творчеству Нажмиддина Мавлянова, не ожидала такой (!) отдачи и такого глубокого понимания внутренней подоплеки трагедии.
Великолепный Яго - Владислав Сулимский. Его Яго - злой гений, подлость которого возведена в абсолют и доведена до идеала. Он не просто корыстный злодей, но жрец, поклоняющийся своему злому богу. Он безошибочно находит единственную слабую струну в душе Отелло и безжалостно дергает за нее, наслаждаясь эффектом. Мне не показалось, что его целью был чин капитана. Его цель - утверждение себя, своего злого разума как высшей мудрости, власти которой дано управлять людьми и событиями. Разоблачение в финале ни на что не влияет, ведь свой план он до конца довел. Дивный Яго, дивный, от которого передергивает от ненависти и восхищения одновременно.
Дуэт Яго и Отелло в конце второго акта - это навсегда! А "клятва мести" была исполнена настолько красиво и слаженно, что я вспомнила свою любимейшую "Libertà!" из "Дон Карлоса" с этими же исполнителями :)
Дездемона Натальи Павловой получилась нежной, хрупкой и наивной, что вполне соответствует сюжету. Вокально мне почти все понравилось, с точки зрения образа - вопросов нет. Особо отмечу "Salce! Salce! Salce!" - такая трогательная обреченность была...
Оркестр под управлением Маэстро был прекрасен, как обычно :) Спасибо :)
P.S. Поздравляю театр с премьерой - я помню, что она была в ноябре, но настоящий спектакль получился именно сейчас. Во всяком случае, для меня :)
P.P.S. А повторить можно? :)
#МариинскийТеатр #Отелло #ДжузеппеВерди #НажмиддинМавлянов #ВладиславСулимский
Фото: Наталья Яшина